Словарь античности

  • племя, в 1 в. до н. э. переселившееся с правого берега р. Рейн на левый. Агриппа установил формальный статус общины У. (Civitas Ubiorum), столица которо

  • или вывоз мусора. Впервые необходимость свалки мусора и отходов в отдалении от j орода возникла в связи с ростом Александрии. Подробности т

  • 1. В античности использовался только древесный У.; его получали в основном из отборных сортов древесины. Выжиг У. производился на особых кос

  • (лат. «Querolus»)., назв. анонимной лат. комедии рубежа 4-5 вв., близкой по сюжету к «Горшечной комедии» («Aulularia») Плавта. Пьеса написана ритмизованн

  • Кастаньеты (греч. krotalon), цимбалы (греч. kymbalon — металлич. тарелки) и тимпаны (греч. tympanon — барабан) звучали во время празднования орт иасгич. ку

  • Германн (1834-1905), нем. филолог-классик и историк религии. В 1866–1902 — профессор в Бонне, ставшем благодаря У. центром античных исследований. Нар

  • (греч. anagnorisis), согласно Аристотелю, важный сюжетный элемент композиционного строения драмы наряду с перипетией. Посредством У. совершается

  • Цепочки, браслеты, подвески, венки, поясные пряжки, серьги, кольца из золота, серебра, электрона, бронзы, железа, слоновой кости, стекла, драг

  • (лат. Oppidum), впервые встречающееся у Цезаря обозначение кельтских укреплений, первоначально относившееся к защищенным валом предместьям по

  • (лат. acetum), известная человеку с древнейших времен кислота. Для изготовления У. использовали преим. перебродившее вино, т. е. путем добавки в

  • (лет. Ulixes), лат. вариант имени Одиссея.

  • Домиций (лат. Domitius Ulpianus), рим. юрист кон. 2 — нач. 3 в., родом из Тира в Финикии. Принадлежал к сословию всадников, был префектом претория и члено

  • (лат. Ulpius), рим. родовое имя, распространившееся в императорскую эпоху, поскольку его носил уроженец г. Италика (Юж. Испания) император Траян.

  • местность в Италии между Этрурией и побережьем Адриатического м. Прибрежную полосу У. называли также Галльским полем (ager Gallicus). Жители У. ум

  • наряду с оскским один из языков италийской ветви индоевроп. языковой семьи, родств. латинскому; исчез уже в античную эпоху. Важнейшим письм.

  • (лат. universitas litterarum — совокупность наук). В античности не было У. в совр. смысле, однако существовали определ. педагогич. центры, в которых соср

  • (шт. uncialis), отличающееся округлостью формы букв маюскульное письмо, возникшее в 3 в. из маюскульного рим. курсива. В 4 в. из У. благодаря заимст

  • (лат. uncia двенадцатая часть), двенадцатая часть к.-л. единицы измерения в Риме. Например, весовая У. — 1/12 фунта —27,3 г; линейная У. — 1/12 фуга — 27,

  • (греч. Uranos — небо), в греч. религии божество неба, потомок Геи и предок греч. рода богов. Супругой У. была Гея, с которой он произвел Титанов, Ки

  • (от греч. uranos — небо).1. Одна из девяти муз, покровительница астрономии.2. Эпитет Афродиты.

  • государство, существовавшее на терр. Армянского нагорья между оз. Ван, Урмия и Севан приблизительно с 900 до 600 до н. э. В ассирийских клинопис

  • (лат. urna), сосуд для сбора и захоронения праха умершего. В качестве У. использовались сосуды из глины, камня и стекла; последние часто помещал

  • Если в 1 в существовало династич. наследование императорского престола, то, начиная с периода правления Нервы и до времен Антония Пия (98–161),

  • (лат. Utica, совр. Henchir Bouchatter), город, основанный финикийцами ок. 1050 до н. э., позднее попавший в зависимость от Карфагена. Во время Пунических вой

  • социальная утопия о государств, устройстве, которое являлось бы прямой противоположностью социальной действительности античного рабовла

  • (совр. неологизм из греч. и — не и topos – место; букв, место, которого нигде нет), назв., которое англ. гуманист Томас Мор дал своей книге «Utopia» (15

  • Сергей Львович (1908–1976), советский историк античности. Преподавал в МГУ, возглавлял сектор др. истории Института истории АН СССР. Осн. труды

  • Забота о красоте тела, стремление ее сохранить прослеживаются почти у всех античных народов, причем инициатива здесь принадлежала женщина

  • осн. ядро объективного идеализма Платона. Первоначально очерч. в рамках теории познания (гносеологии), У. оби. наложило свой отпечаток также

  • (греч. учение о благозвучии), пифагорейцы, особенно Архит из Тарента, экспериментируя со струнными и духовыми инструментами, утверждали, чт

  • Демокрит различал четыре осн. цвета: белый, черный, красный, зеленый, которые были обусловлены различными формами атомов. Лукреций расширил

  • В рим. эпоху профессия У. элементарной школы была приравнена к профессии ремесленника, откровенно ориентирована на заработок и потому не п