Словарь античности

  • (греч. вертел).1. У греков — железные или бронзовые вертела, использовавшиеся как средство обмена (натуральная форма денег).2. Монолитные ква

  • не регламентировалось к.-л. правовой формой ни в Греции, ни в Риме, а считалось моральной обязанностью родственников по отношению к престар

  • обновление империи (лат. renovatio Romae, renovatio imperii). Надписи на монетах Магненция и Деценция (350–353). Эти надписи обещали императорское попечение о

  • Античные печи для выплавки металлов имели незначительную мощность. Это требовало предварительного тщательного О. р., во время которого руд

  • (греч. копье, вертел, т. к. в древности в качестве денег использовались железные прутья), греч. мера веса, 1/6 драхмы, чеканившаяся как самая мел

  • способ изложения мыслей с помощью рисуночных знаков. Различаются 2 вида О. п. — идеографич. и символич. письмо. Идеографич. письмо не было св

  • Основополагающим фактором в формировании античных представлений об О. и связанном с ними содержании О. являлась их зависимость от обществ

  • Возникновение О. X. тесно связано с развитием специфич. христианского образного языка в недрах языч. рим. искусства. Первоначальный иудейск

  • религиозно-магич. обряд отсечения крайней плоти мужского полового органа, широко распросгран. у семитских народов. О. вызывало у др. греков

  • Юлий (Obsequens Iulius), рим. писатель 4 в. н. э. Ему принадлежит книга о чудесных знамениях и их отношении к историч. событиям с 249 по 12 до н. э (Liber prodigioru

  • стекловидная горная порода серого цветa, основной поделочный материал эпохи неолитa В Греции добывался на Мелосе и Фере, откуда и экспортир

  • В противоположность др. вост. государствам в Греции, как и в Италии, на основе особых географич. и историч. условий возникли общины свободны

  • У греков и римлян существовал официальный порядок О. в., связанный с совершением ритуальных действий. У римлян эта обязанность была возложе

  • (лат. ritus), собирательное обозначение для всех относящихся к определ. культу обрядов (порядок жертвоприношений, культовых шествий, поста, мо

  • (лат.), малый триумф, который дозволялось справлять победившему полководцу, если не хватало условий для триумфа. В этом случае победитель ех

  • Назон Публий (лат. Ovidius Naso, P.) (род. 20. 03. 43 до н. э. в Сульмоне (Ср. Италия), ум. ок. 18 н. э. в ссылке, в г. Томы (ныне Констанца) на Черном м.), рим. поэт.

  • (лат. «О tempora, о mores!»), восклицание, впервые употребл. Цицероном в 70 до н. э. в 4-й речи против Верреса и впоследствии например, в речи против Кат

  • (греч. ois, лат. ovis). Предполагают, что одомашнивание О. началось в Зап. Азии. Гомер описывает крупных баранов, зацепившись за длинную шерсть ко

  • (греч. песнь); первоначально всякая песня, затем — также в латыни — лирич. стихотворение, написанное в изысканной строфич. форме (алкеева, ас

  • Греч, мужская О — хитон, обычно короткий, реже — длинный, с рукавами или без рукавов; хитон подпоясывали и закрепляли на обоих плечах или на

  • Септимий, правитель Пальмиры ок. 250 — 266/267 н. э., после пленения Валериана Галлиеном в 261 был назначен верховным главнокомандующим на Востоке

  • (лат. odeum — зал песен, концертный зал), крытый театр для музыкальных представлений. Древнейший О. в Греции был построен Периклом на югострово

  • ныне Варна (Болгария), милетская колония во Фракии, основана в нач. 6 в. до н. э., ок. 50 до н. э. захвачена и разрушена гетами. В период рим. владыч

  • (лат. Odysseus и Ulixes), в греч. мифологии храбрый, «хитроумный» герой троянского цикла мифов, царь Итаки, сын Лаэрта (называемый поэтому Лаэртидом)

  • гомеровский эпос, описывающий странствия Одиссея и его возвращение на родину.

  • (433–15. 03. 493), герм, правитель Италии с 23. 08. 476. О. был сыном царя скиров Эдикона и командовал отрядом герман. наемников в императорской гвардии.

  • крупнейшее фракийское племя, основавшее ок. 450 до н. э. свое государство, простиравшееся вплоть до Дуная и Стримона. В 341 до н. э. оно подпало п

  • Эней (лат. Oeneus), мифич. царь Калидона, супруг Алфеи. Артемида, обойденная О. при жертвоприношении, наслала на Калидон вепря, опустошавшего стр

  • (греч. кувшин для разливания вина), кувшин с одной ручкой, различной формы, выполн. из обож. глины, бронзы или другого материала; использовалс

  • (греч., лат. Oceanus). По древнейшим представлениям греков, как и др. народов Востока, поток, окружающий обитаемый земной диск. Лишь позднее, посл

  • Окнос (лат. Ocnus, греч. Медлительный), в треч. мифологии персонаж царства мертвых, старик, плетущий солом. канат, пожираемый с другого конца осл

  • (лат. fenestra), имеются на моделях домов (во 1 ивных и урнах) в до — и раннеисторич. эпоху, позже в остатках построек и рисунках (например, в живопи

  • (греч. Oxos), совр. назв. Амударьи. О. берег начало в горах Памира и впадает в Аральское м., которое, постровидимому, не было известно античным ав

  • (лат. Oxyr(h)ynchus, греч. остроносый, по назв. нильской рыбы), греч. назв. города в Ср. Египте на зап. берегу Канала Иосифа (араб. Бахр Юсуф) к 3. от Нила

  • (греч. Hellenika), обнаруж. в 1906 в Оксиринхе папирусы, содержащие 21 столбец «Греческой истории», освещают события 396 — 395 до н. э. Изложение неизвес

  • cognomen Гая Октавия, будущего императора Августа, после того как он был в 44 до н. э. по завещанию усыновлен Цезарем и стал зваться Гай Юлий Цезар

  • др.-рим. патрицианский род.1. Марк О., народный трибун (133 до н. э.), вначале поддерживал Тиберия Гракха, который был народным трибуном в том же г

  • рим. женское имя.1. Сестра Августа (ок. 70 — II до н. э.). Ее сын от первого брака с Марком Клавдием Марцеллом, Марцелл, считался наследником Авгус

  • Их обычно срывали, только в больших оливковых рощах плоды сбивали палками. О. ели маринованными с уксусом и солью или консервированными сла

  • Как в более др. цивилизациях, в греч. мире, и прежде всего в Аттике, большое место в экономике принадлежало разведению олив. Поскольку оливко

  • (греч. власть немногих), господство неск. немногочисл., но могуществ. знатных родов, ограничивающее, а подчас подавляющее демократию, как, на

  • 1. ок. 750 до н. э., легендарный греч. музыкант из Мизии или Фригии, символ проникновения малоазийской музыки в Грецию, положивший начало сольно

  • (375 316 до н. э.), дочь молосского царя Неоптолема I, жена Филиппа II Македонского и мать Александра. После смерти сына она боролась против диадох

  • самые значительные из всегреч. игр, справлявшиеся в честь Зевса каждые 4 года летом в свящ. области Олимпия. Победным призом был венок из вет

  • (греч. Olympioi theoi — олимпийские боги), верховные божества греч. пантеона, местом пребывания которых был Олимп. Эпитет «Олимпиец» по преимущест

  • посланник (?) императора Гонория. Благодаря составленному им в 5 в. н. э. реферативному труду «Александрийский философ Олимпиодор Зосиме, Гер

  • святилище Зевса в Элиде, место проведения Олимпийских игр. Согласно мифу, сын Тантала Пелопс победил в колесничном беге царя Писы Эномая и

  • город на Халкидике, с 432 до н. э. центр Халкидского союза, в 379 до н. э. завоеван Спартой, в 349–348 до н. э. разрушен Филиппом II. В О., как в единств, г

  • В эпоху классич. древности О. вывозилось из Британии либо мор. путем через Испанию, либо по суше через Галлию. Точное местоположение Оловянн

  • (греч. Kassiteriden), скорее всего, Британия. Импорт олова приобрел огромное значение в эпоху бронзы, т. к. ег о месторождения в отличие от месторож

  • (греч. богатая, счастливая), милетская колония в районе устья Гипаниса (Буга) и Борисфена (Днепра), в 5 и 4 вв. до н. э. — процветающий центр торг

  • (греч. пуп). Др. культовый объект в Дельфах, считавшийся центром («пупом») Земли (представляли, что существует и «пуп моря»). Этот посвящ. Апол

  • (лат. Omphale). в греч. мифологии царица Лидии, которой был продан в рабство Геракл. О. заставляла его заниматься женской работой. В их любовном с

  • (греч. onagros. лат. onagrus или onager — дикий осел).1. Шумеры приручили О. и использовали его как тягловую силу раньше лошади. Позднее, в Риме, О. играли

  • (ок. 50 н. э.), написал, подражая Ксенофонту, книгу о военном искусстве — Strategikos — содержащую практич. советы полководцу: это сочинение, популя

  • вазописец ок. 490 — 475 до н. э., положил начало новому стилю росписи краснофигурных ваз. Как правило, О ограничивался изображением одной фигур

  • из Астипала, ученик Диогена Синопского, принял участие в походе Александра Македонского в Индию. Совершил плавание по Гидаспу, Акесину и Ин

  • (греч. учение о сущем, о бытии), философская дисциплина, по сути сложившаяся уже в греч. философии (Парменид, Платон, Аристотель), но как филос

  • Греч, праву была известна О. над несовершеннолетними и женщинами. Опекун над детьми (epitropos), как правило ближайший родственник мужского пола

  • (лат. «Expositio totius mundi et gentium»), греч. научный трактат в анонимной лат. редакции, начало его искажено. Относится к кон. эпохи Империи (4 в.). Труд пре

  • (греч. написанный на обороте), материал, исписанный с обеих сторон листа, прежде всего в противоположность папирусному свитку, содержащему

  • (греч. Opisthodom), заднее помещение (внутр. часть дома) или задняя часть храма.

  • (лат. Oppianus), ок. 200 н. э., греч. писатель из Аназарба (Киликия), написал посвящ. императору Марку Аврелию дидактич. поэму «Галиевтика» («Рыбная л

  • Опа, др.-рим. богиня урожая, ставшая затем богиней богатства (в храме О. Цезарь хранил государств, казну). В ее честь справлялись праздники Оп

  • (греч. учение о свете), в античности часть естествознания, посвящ. объяснению света и процесса видения. Оптико-геомегрич. отношения составля

  • (лат. лучшие), часть рим. сенатской аристократии республиканского времени. В эгом названии выражалось противопоставление их политич. притя

  • В античности к опухолям (считавшимся частично доброкачеств., частично злокачеств.) относили, в числе прочего, абсцесс, фистулу, раковые опух

  • (лат. oraculum, греч. manteion), место, обыкновенно в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос, а также само прорицание божества. О. д

  • Пупилий Луций (лат. Orbilius, Pupillius L.). учитель Горация, грамматик, преподававший язык и литературу, оставивший по себе печальную память «драчлив

  • духовой клавишный инструмент с большой силой звука, созданный Ктесибием из Александрии, который взял за образец сирингу (свирель), уникаль

  • В целом О. в. с. у греков соответствовала организации народа в мирное время, причем богатые составляли конницу, остальные — тяжело — или лег

  • (греч.). Первоначальное значение этого слова — «орудие», «инструмент», но уже в античности оно обозначало преимущественно музыкальные (отс

  • Оргеторикс, вождь племени гельветов, руководил переселением последних в Галлию. Цезарь успешно воспрепятствовал его приготовлениям в пер

  • (греч. обряд, ритуал, мистерии, свящ. служба), священнодействия в мистериях Деметры и Диониса. От мистерий Диониса — Вакха и присущего им раз

  • (греч. Oreiades), нимфы гор (греч. oros — гора) и лесов.

  • (греч. aetos, лат. aquila). В инд. мифологии орел Гаруба победил всех демонов. Вавилоняне избрали О. гербовой фигурой, а персы — военным знаком. У гр

  • (лат. aquila), знак рим. легиона.

  • в греч. мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, брат Хрисофемиды, Ифигении и Электры, воспитанный своим дядей Строфием вместе с Пиладом, с

  • (лат. Origenes) (род. ок. 185 н. э., Александрия, ум. в 253/254 н. э., Тир). О. был учеником неоплатоника Аммония Сакка, вел аскетич. жизнь, ок. 217 н. э. возглави

  • этап развития раннегреч. искусства (2-я пол. 8 и 7 в. до н. э.), на котором в изменившихся производств, и социальных условиях раннего полиса были

  • в греч. мифологии чудовищный беотийский великан-охотник, преследователь Плеяд. О. убивал диких зверей для царя Хиоса Энопиона, обесчестил е

  • (лат. Orithyia), дочь мифич. афинского царя Эрехфея, похищенная богом сев. ветра Бореем, который унес ее во Фракию и там женился на ней. Сыновьями

  • (лат.), ныне Оркнейские острова, архипелаг, названный по мысу Оркас на С. — В. Каледонии (Шотландии), напротив которого они лежат. О. были откры

  • декоративный элемент в строительном, изобразительном и прикладном искусстве, состоящий из повторяющихся стилизованных природных или арх

  • Павел (Orosius Paulus), нач. 5 в. н. э., исп. священник и писатель. Его осн. труд — написанные под влиянием Блаженного Августина 7 книг «Истории против

  • (араб. Nahr-el-Asi), самая большая и длинная река Сирии. Берет начало близ Гелиополя между Ливаном и Антиливаном.

  • В отличие от др. — вост. сельского хозяйства, основанного на О., в Греции и Италии для нужд земледелия вполне хватало естеств. осадков. Допол

  • Наряду с оборонительным О. (доспехами) греки и римляне использовали в качестве наступательного О. прямой (gladius) и кривой обоюдоострый меч. Ме

  • (лат. Orpheus), мифич. греч. певец, родом из Фракии, сын Музы Каллиопы и речного бога Эагра (или Аполлона). Своим пением и ш рой на кифаре он зачаров

  • (греч. учение Орфея), течение, отколовшееся, вероятно, в 6 в. до н. э. от фракийских дионисийских мисгерий и провозгласившее Орфея учредителем

  • (греч. площадка для ганцев), крут лая площадка для исполнения хоровых лирич. песен, находившаяся в Teaтpe между скамьями для зрителей и сценой.

  • столица исчезнувшего к классич. времени народа минийцев, к С-В. от бывшего Копаидского оз., где уже в эпоху неолита имелись поселения. Об это

  • При покорении городов и других укрепл. поселений др. греки главным образом старались заморить их жителей голодом, не ведя при этом акгивных

  • Домашний и ремесл. быт как в Греции, так и в Риме почти не требовал искусств. О. Античные подвальные постройки были неглубокими, что устранял

  • По праздничным дням улицы больших городов освещались факелами в целях поддержания порядка и безопасности. Регулярное О. у. отсутствовало.

  • (лат. manumissio). в герм, и рим. праве освобождение несвободных или полусвободных граждан от кабальной зависимости. Рим право выработано различн

  • (греч. onos, лат. asinus). С древнейших времетт О. использовался для верховой езды и как рабочее животное. Дикие О. (онагры) были одомашнены в Шумере

  • (егип., греч.), егип. бог мертвых и плодородия, тесно связанный с теологич. истолкованием егип. понятия о царе. Изображался в виде человека с м

  • древнеиталийское племя, принадлежавшее к оскско-умбрской языковой группе, родств. самнитам. Обитали в осн. в Кампании. Испытали влияние гре

  • наряду с умбрским относится к италийской ветви индоевроп. семьи, близко родств. лат. яз. Исчез уже в античности. Сохранилось ок. 400 весьма кра