Словарь античности

  • (греч. благая весть), приписываемое Иисусу Христу послание, а также раннехристианские сочинения, повествующие о жизни и учении Иисуса Христ

  • написано приблизительно в нач. 2 в. в Азии, вошло в канон Нового завета. Е. от И. возникло позже синоптич. Евангелий и учения Павла; оно испытал

  • (греч. Euhemeros), ок. 300 до н. э., греч. философ из Мессены, предположительно жил при дворе македонского царя Кассандра. Э. представлял близкие к ки

  • (Eugenius Flavius), рим. император (узурпатор), (22. 08. 392 — 06. 09. 394), преподаватель риторики, занимал должность при дворе, друг Симмаха. При содействии по

  • (от греч. eudamonia — учение о блаженстве), философское учение, которое делает счастье высшей этич. целью. Е., начало которому положил Сократ, пол

  • из Родоса (греч. Eudemos), греч. философ, ученик Аристотеля, развил физику и прежде всего логику своими исследованиями гипотетич. и дизъюнктивно

  • (Афинаида-Евдокия), супруга императора Феодосия II, дочь профессора риторики из Афин; сторонница классич. образования, поддерживала христиа

  • (греч. Eudoxos) (ок. 408 — 355 до н. э.), греч. математик, астроном, географ и врач, ученик Архита. Поддерживал тесные научные контакты с Платоном. К чис

  • (греч. Eukleides, лат. Euklid), ок. 365 — 300 до н. э., греч. математик, работавший в Александрии. Гл. труд Е. — «Элементы», написанный ок. 325 до н. э., оказал з

  • (греч. eunuchos — блюстители ложа), кастрированные стражи гаремов у полигамных народов Ближнего Востока, а также в Индии и Китае. Использование

  • историч. общность людей, сложившаяся в процессе переселения семитских кочевых племен в Палестину, происходившего, по всей видимости, на ру

  • (греч. Euripides, лат. Euripides), род. 485/84 или 480 до н. э. на Саламине, ум. в 406 до н. э. в Пелле, младший из 3 классич. греч. трагедийных поэтов, происходил из

  • 1. (греч. Europe, этимология слова «Е.» спорна, возможно, оно происходит от семитского «вечер»). Под Е. др. греки подразумевали греч. и фрак, област

  • (Eusebios), Кесарийский, род. ок 260 в Палестине, ум. в 339, рим. церковный писатель, историк. Был учеником мученика Памфилия в Кесарии. В 313 стал еписк

  • (Eustathios), ум. 1194, с 1175 архиепископ в Фессалониках. До этого преподавал в Константинополе риторику. Автор комментариев к «Илиаде» и «Одиссее» Г

  • из Сикиона (греч. Eutychidos), греч. скульптор, литейщик и живописец кон. 4 в. — нач. 3 в. до н. э., ученик Лисиппа. Из его произведений по многочисл. ко

  • (лат. Eutropius), рим. историк. По поручению императора Валента (364 — 378) написал краткий очерк истории Рима («Breviarium ab urbe condita») от основания города

  • (греч. Euphrates от аккад. puratu — широкий). Е. и Тигр первоначально имели разные устья при впадении в Персидский зал., однако еще в древности обе ре

  • (греч. Euphronios), мастер-основоположник аттич. краснофигурной вазописи кон. 6 в. до н. э. Представитель группы мастеров, новшества которых связан

  • (лат. Euphrosyne — радость духа), одна из трех харит (граций).

  • (греч. eucharistia — благодарение, благодарственная молитва), в позднем иудаизме и раннем христианстве хвалебная молитва, с 1 в. в христианской ре

  • долина Нила протяженностью ок. тыс. км и шир. от 10 до 20 км (собственно Е. простирался до первого порога возле Сиены, ныне Асуана), плодородию к

  • (греч. Helene, лат. Helena), в греч. сказаниях прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды, сестра Диоскуров и Клитемнестры. Тесей и Пирифой похитили

  • (лат. Helena), хозяйка постоялого двора, была наложницей Констанция Хлора; мать Константина I, который, став императором, привез ее и окружил выс

  • (греч. episkopos — надзиратель), высший иерарх в большинстве христианских церквей, игравший первоначально подчин. роль в коллегии пресвитеров.

  • (Epiphanios), род. в 315 в Иудее, ум. в 40З. В 376 — епископ Саламина (Констанция) на о. Кипр. Е. был чрезвычайно ревностным, но довольно огранич. представ

  • (греч. hairesis — особое вероучение), в поздней античности 'учение вероотступников, христианских обособленных групп во время схизм (греч. раско

  • (лат. «Historia nаturalis»), гл. труд Плиния Старшего, наиболее обширная естественнонаучная компиляция античности, которая в 37 книгах представляет

  • Уже Гераклит считал, что все человеч. законы восходят к единому божеств, закону. У Парменида имеется противопоставление закона (номос) и при

  • Развитие греч. Е. от ионийской натурфилософии до эллинистич. науки включительно происходило быстрыми темпами. Затем наступил период засто

  • (греч. змея), чудовище, полузмея-полуженщина, жена Тифона, подстерегала в засаде прохожих. От нее произошли сказочные чудовищные существа: О