Энциклопедический словарь древнего мира

  • егип. фараон (тронное имя — Неферкара) (ок. 716 — 701 до н.э.), второй представитель XXV (Эфиопской) династии, при к-ром вновь было достигнуто объед.

  • Шабран —1. Древ. город в Азерб., развалины к-рого находятся в 25 км к Ю.-В. от г. Кубы. Осн. в 6 в. иран. царем Хосровом I Ануширваном. Был центром од

  • в хурритской миф. богиня любви и плодородия. Сестра Тешуба. Функционально соотв. и отожд. с вавилоно-ассир. Иштар. Свящ. животное Ш. — лев. Гл.

  • мера длины (путевая) в нек-рых древ. системах мер. В лит-ре встречаются следующие значения Ш.: в ассиро-халдейско-перс. системе мер Ш. (двойной)

  • в зап.-семит. миф. демон-врачеватель. Его культ засвидет. с сер. 1-го тыс. до н.э. Изображ. в сопровождении змей и скорпионов.

  • в егип. миф. бог виноградной лозы. С образом Ш. связаны представл. о довольстве, изобилии, богатстве. Имя Ш. часто встречается в добрых пожела

  • в мусульм. религии одно из имен дьявола, а также одна из категорий джиннов. Слово «Ш.» родственно библ. термину сатана.

  • династия правителей др.-инд. госуд. Магадха (ок. 430 — 364 до н.э.; по др. данным, в 7 — 6 вв. до н.э.), состоявшая из двух представителей — Шишунаги, п

  • Шакла — древ. город в Пенджабе (совр. Сиалкот, Пакистан). Ш. возникла, вероятно, в сер. 1-го тыс. до н.э. и на протяжении всего древ. периода была

  • в будд. миф. гл. бог в девалоке тридцати трех богов (траястринса).

  • шиваистская секта в индуизме, признающая осн. целью культа приобщение к шакти (жен. творч. началу в природе, энергии плодородия). Гл. божеств

  • в индуист. миф. творч. энергия божества, персониф. в образе его супруги.

  • в индуист. миф. дочь риши Вишвамитры и апсары Менаки, мать царя Бхараты.

  • Сакья — др.-инд. кшатрийская олигархич. республика и племя в р-не непальских тераев. Столицей республики был г. Капилавасту. В 6 в. до н.э. госу

  • известен также как Сиддхартха (собств. имя) и Гаутама (родовое имя). В будд. миф. последний земной будда, проповедовавший дхарму, на основе к-р

  • в зап.-семит. миф. боги соотв. вечерней и утренней зари, боги благополучия. В Палестине Шалимму считался, по-видимому, основателем и покровит

  • в вавилоно-ассир. религии и миф. один из гл. богов, бог солнца, символ справедливости. Центр почитания — г. Сиппар.

  • Саммугин, Саосдухин — царь Вавилона (668 — 648 до н.э.). Сын Асархаддона, брат Ашшурбанипала. Ок. 653 поднял восстание против Ассирии, под чьей вер

  • в др.-инд. миф. демон из рода Дасов, противник Индры.

  • в будд. миф. ваджраяны страна. Описание Ш. содержится в «Калачакра-тантре», а также в др. текстах системы калачакры. По этим источ. Ш. находитс

  • в армян. миф. богиня любви и сладострастия (перенявшая функции Астхик и Анахит), царица Ассирии. Ее имя, вероятно, восходит к имени реально су

  • Саммурамат — ассир. царица, жена царя Шамшиадада V и мать Ададнирари III, регентша в годы малолетства последнего (810 — 806 до н.э.); вела войны гл.

  • Шемеш — в зап.-семит. миф. бог солнца. Палестино-ханаанейские мифы о Ш. лежат в основе библ. представления о небесном воинстве (солнце, луна, з

  • Инь — др.-кит. госуд. До недавнего времени существование госуд. Ш. датировалось 18 — 12 вв. до н. э. В настоящее время, опираясь на сопоставление

  • в др.-кит. миф. и нар. религии верхов. бо-жество.

  • Вэй Ян, Гунсунь Ян (390 — 338 до н.э.) — гос. деятель, реформатор в Др. Китае, один из основоположников легистской школы. Происходил из обедневшег

  • преобразования, проведен. др.-кит. гос. деятелем Шан Яном в царстве Цинь в 359 — 348 до н.э. В результате Ш. Я. р. впервые в истории Китая узаконива

  • в др.-кит. миф. мифический правитель, по нек-рым историзов. версиям внук или правнук Хуан-ди, наследовавший его престол.

  • в зап.-семит. миф. богиня солнца, известная по угаритским мифам. В борьбе богов за власть над миром выступает на стороне сил жизни и добра, ка

  • в Сасанидов госуд. :1. Ш. I (ум. 272) — царь с 239 или 241. Сын Ардашира I. Продолжал укрепл. и расширение госуд., начатое его отцом, упрочил власть Саса

  • систематизиров. свод религ.-этич. и правовых предписаний ислама, опирающ. на Коран, сунну и фикх. По мусульм. традиции — божеств. закон. Ш. раз

  • в будд. миф. один из двух (второй — Маудгальяяна) гл. учеников Шакьямуни. В миф. хинаяны Ш. наделен наивысшей способностью понимания (праджни)

  • трактаты по различ. отраслям знаний, составлявш. в Др. и Ср.-Век. Индии на санскрите и обычно в стихах. Наиболее важные из них — дхармашастры

  • древ. груз. монастырь в Тао-Кларджетском княжестве. Осн. в 1-й пол. 9 в. груз. архимандритом Григорием Хандзтийским. Ш. был одним из крупнейших

  • ответвление племени чуюе, потомков ср.-азиат. хунну. Обитали в Вост. Джунгарии, у оз. Баркуль; находились под властью Тан. В 794 из-за притеснен

  • титул монарха (царя, короля) в нек-рых мусульм. странах Бл. и Ср. Востока и в Индии (в Делийском султанате). Впервые титул Ш. стал употребляться

  • шаханшах — титул правителей Ирана со времени Сасанидов. Восходит вероятно, к титулу Ахеменидов хшайатия хшайатиянам — царь царей.

  • свод миф. и эпич. сказаний и ист. пре-даний («Книга царей») ираноязыч. народностей древности и раннего средневековья, куда включалась и хрони

  • траурный обычай у шиитов в память о гибели их «великомученика» Хусейна в бою у Кербелы (10 мухаррама 61 г. хиджры; 680 н.э.) с воинами Омейядского

  • в ветхозаветных преданиях злые духи, демоны, бесы, к-рым приносили в жертву животных и даже своих детей.

  • у араб. кочевников глава или предводитель рода, племени или союза племен (в этом значении иногда совпадает с термином «сейид»). В странах ра

  • антич. семитич. разновес в 1/60 мины, отличавш. по форме и от легкой, и от двойной мины.2. Монета антич. Иудеи весом в Ш.

  • упомин. предположит. уже Геродотом, более точно — Аристотелем. Выражение «шелковые ткани» встреч. впервые в труде Неарха, флотоводца Алекс

  • общее назв. торг., караванных путей, связывавших со 2 в. до н.э. до 16 в. Китай с Передней Азией через Ср. Азию. Назв. получил в связи с тем, что гл.

  • в иуд. религии царство мертвых, загробный, «нижний», или «низший», мир, противополагаемый небу.

  • в доислам. Аравии представитель знатного рода, вождь племени, градоправитель. Впослед. Ш. почетный титул мусульман, наследуемый по муж. и же

  • служила в античности осн. текстильным сырьем. Большую часть Ш. давали овцы, хотя использовалась также козья и верблюжья Ш. Для произ-ва разн

  • в егип. миф. богиня-львица. Ее имя происходит от украшавшего ее пояс минерала «шесемт», к-рый был ее атрибутом и, возможно, фетишем. Уже в пери

  • в егип. миф. бог, покровит. виноделию и изготовл. масла для протираний и бальзамирования. Связан с загробным культом; охранял мумию от повреж

  • категория аттич. крестьян перед реформами Солона (594 до н.э.), к-рые должны были отдавать землевладельцам или кредиторам шестую часть дохода

  • в религ.-миф. представлениях иудаизма одно из имен бога, выражающее идею его присутствия в мире. Уже в Ветхом завете речь идет о месте, к-рое

  • в индуист. миф. тысячеголовый змей, к-рый поддерживает землю и служит ложем для Вишну, когда тот спит в океане в интервалах между творениями

  • егип. фараон (тронное имя Хеджхеперра) (950 — 929 до н.э.), основатель XXII (Ливийской) династии, потомок предводит. ливийских наемников, осевших в

  • в индуист. миф. один из верхов. богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т.н. божеств. триаду (тримурти). В кач-ве самостоят. божества Ш. был вк

  • одна из двух основных ветвей индуизма. Наз. по гл. божеству — Шиве.

  • одна из двух гл. ветвей в исламе (вторая — суннизм). Зародился в 7 в. в Халифате при халифе Османе (644 — 656) в обстановке острой политич. борьбы.

  • первонач. герм. назв. визант. золотой монеты — солида или ауреуса и варварских подражаний этой монете в раннем средневековье, а также денеж

  • в хуррит. миф. бог солнца. Изображ. с крылатым солнеч. диском на головном уборе. Ш. — верхов. судья над людьми, в сказке про Аппу посылает безд

  • наимен. осн. населения Др. и раннеср.-век. Армении. Ш. первонач. представляли собой юридич. свободных членов крест. общины. В армян. источ. 4 — 5

  • Шиомгвиме — др.-груз. монастырь на лев. берегу р. Куры в Дзегви, в 10 км к 3. от Мцхеты. Осн. в 6 в. н.э. монахом-проповедником Шио, выходцем из Сири

  • город в Иране. При Сасанидах на месте Ш. было поселение. Как город осн. в кон. 7 в. арабами. В 10 — сер. 11 вв. — один из центров Буидов госуд. В это

  • ист. обл. в Сев. Азербайджане, на зап. берегу Каспийского м., к В. от р. Куры. Назв. «Ш.» — в форме «Шарван» становится известным в эпоху Сасанид

  • титул правителей Ширвана — ист. обл. и феод. мусульм. госуд. в Сев. Азербайджане в 799 — 1538.

  • 1-я общая история Китая с древнейших времен до 1 в. до н.э. Создана кит. историком Сыма Цянем. Положила начало кит. династийным историям. Состо

  • сборник нар. песен, сказаний и ритуал. гимнов, одна из книг конфуцианского канона. Все 305 песен «Ш. ц.», датируемые 11 — 7 вв. до н.э., были по пред

  • первые школы возникли в странах Др. Востока (Китае, Вавилоне, Ассирии, Египте и др.). В этих странах при храмах существовали жреч. Ш. и Ш. писцо

  • в Греции система Ш. о. сформировалась в раннеэлинистич. время и не претерпела существ. изменений до конца антич. периода. Вслед за элементар

  • защитный головной убор. Ш. военные вместе с др. видами защитного вооруж. появились в глубокой древности. В эпоху первобытно-общин. строя Ш. и

  • опускные или двустворчатые ворота для запирания водных путей. Когда Ш. открывали, то поток воды (катаракт) подхватывал лодку или плот и пере

  • в кит. миф. божество долголетия, а также назв. звезды Ш.-с. (соотв. звезде Канопус). По древ. астрологич. представлениям, появление этой звезды

  • кит. нар. рассказчики. Ш., появивш. примерно в эпоху Тан, излагали гл. обр. нар. сказания, к-рые впослед. легли в основу классич. романов («Троец

  • был распростр. уже в ранней античности. Нередко Ш. занимались дипломатич. посланники. Цезарь пользовался для Ш. услугами странствующих торг

  • Саватхи — в древности инд. город в пригималайской части долины р. Ганг, столица госуд. Кошала. В 6 в. до н.э. уже был крупным торг. и ремесл. цен

  • в др.-инд. миф. божество, персониф. веры. С помощью Ш. возжигают огонь, достигают богатства. Ш. — дочь солнца или Праджапати. В эпосе упомин. Ш.

  • 1. госуд. народа пью в Бирме. Впервые упомин. в кит. источ. 4 в. н.э. Занимало большую часть долины р. Иравади, граничило на Ю. с монскими городами

  • развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисуноч. Ш.). Затем содержание было абстрагировано, и

  • греки и римляне называли Ш. часть одежды варваров, прежде всего кочевников. В различ. произв. иск-ва в штанах изображ. троянцы, фригийцы, даки

  • с нач. 6 в. до н.э. на горлышках греч. амфор (использовавш. для транспортировки вина и масла) ставились Ш. с обозначением места отправки. Можно

  • в 239 до н.э. эллинистич. писатель-баталист Битон описал Ш. л., незадолго до этого изобрет. Дамисом из Колофона. Боевая машина передвигалась на

  • 1. одно из трех кит. царств (Вэй, У и Шу) периода Сань го. Существовало в 221 — 263. Основатель его — ханьский военач. Лю Бэй, один из усмирителей в

  • в мусульм. религии пророк; один из предшест-венников Мухаммада. Согл. Корану, Ш. был одним из мидйанитов и проповедовал им и «тем, кто в роще»

  • представители низшего из 4 др.-инд. сословий — варн. Варна Ш. возникла в период завоев. и заселения племенами ариев Индии, когда у ариев усили

  • в индуист. миф. наставник и жрец асуров, сын Бхригу.

  • царь объед. царства Шумера и Аккада (2093 — 2046 до н.э., возможна ошибка в неск. лет), второй представитель III династии Ура. При нем была подчинена

  • Сумер — ист. обл. в Юж. Двуречье (между рр. Тигр и Евфрат, в юж. части совр. Ирака). До кон. 3-го тыс. до н.э. была населена преим. шумерами и в меньш

  • мифология народов, населявших в древности долины рр. Тигр и Евфрат (Двуречье, Месопотамию, или Междуречье), — шумеров и аккадцев (вавилонян

  • (шумерийцы) — древ. народ, обитавший в Юж. Двуречье в 4 — 2-м тыс. до н.э. и создавший госуд. Шумер. В 4-м нач. 3-го тыс. (урукский и джемдет-насрски

  • в др.-инд. миф. мудрец и знаток жертво-приношений.

  • 1. вид др.-инд. письма, употреблявш. в Цент. Индии во 2 — 1 вв. до н.э. Письмом Ш. выполнено неск. надписей в Бхархуте, датируемых сер. 2 в. до н.э. Пи

  • в др.-кит. миф. один из мудрых идеальных правителей (наряду с Яо). Согл. преданию, мать Ш. зачала его, увидев на небе большую радугу.

  • Шуриппак — древ. город (совр. городище Фара) в Шумере. По шумерской легенде родина мудреца Зиусудры (вавилонск. — Утнапишти, греч. — Ксисутр)

  • шуубийя — движение в Арабском халифате среди неараб. народов, отрицавшее претензии арабов на руковод. роль в культурной (иногда и в политич

  • одна из книг («Книга истории») конфуцианского канона «У цзин». Содержит мат-лы по истории Китая от легенд. имп. Яо (3-е тыс. до н.э.) до 624 до н.э.

  • в др.-инд. миф. демон засухи, побежд. Индрой, один из даса или асуров. Ш. представляли рогатым змеем-пожирателем, шипящим, откладывающим яйца.

  • в др.-кит. миф. и космологии особая категория, в известной мере соотв. понятиям «дух», «божество», «душа». Под Ш. подразумевались и небесные д

  • в др.-кит. миф. один из цент. культурных героев, с именем к-рого связывается начало земледелия, мудрый правитель. Образ его, видимо, еще на вес

  • часть господств. класса в феод. Китае. К Ш. принадлежали лица, выдержавшие экзамены на ученую степень, к-рая давала им право занимать гос. дол