Энциклопедический словарь древнего мира

  • в античности в узком значении — О. Ливийской пустыни. Наиболее известные, уже в древности попавшие под контроль Египта, большой, или первый

  • в шумеро-аккад. миф. первочеловек в образе полурыбы-получеловека, культурный герой (О. — грецизиров. форма его имени, приводимая историком Б

  • 1. У греков — железные или бронзовые вертела, использовавш. как средство обмена (натуральная форма денег).2. Монолитные квадры тесаного камн

  • четырехгран. стержень; назв. восходит к тем временам, когда средством денеж. обращения были железные прутики, шесть штук к-рых, зажатых в гор

  • религ.-магич. обряд отсечения крайней плоти муж. полового органа, широко распростр. у семитских народов. О. вызывало у древ. греков и римлян н

  • рим. писатель 4 в. н.э. Ему принадлежит книга о чудесных знамениях и их отношении к ист. событиям с 249 по 12 до н.э. Источ. ему служил Тит Ливий. Со

  • стекловид. горная порода серого цвета, основной поделоч. материал эпохи неолита. В Греции добывался на Мелосе и Фере, откуда и экспортирова

  • у греков и римлян существовал офиц. порядок О. в., связанный с совершением ритуал. действий. У римлян эта обязанность была возложена на колле

  • в Др. Риме малый триумф. О. присужд. только магистратам; устраивалась в том случае, когда победителя нельзя было наградить полным триумфом. О

  • ист. провинция во Франции. В древности О. — обл. арвернов, одного из наиболее сильных галльских племен. В 1 в. до н.э., несмотря на упорное сопр

  • Публий Овидий Назон (20.03.43 до н.э. — 18 н.э.) — рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа: любовная поэзия (при

  • предполагают, что одомашнивание О. началось в Зап. Азии. Гомер описывает крупных баранов, зацепивш. за длинную шерсть к-рых Одиссей и его спу

  • в егип. миф. восемь изначальных богов г. Гермополя (егип. Хемену, букв. «восемь»). В О. входили четыре пары космич. божеств, из к-рых возник мир.

  • о-в нимфы Калипсо в «Одиссее» Гомера. Географич. локализация О. уже в древности была спорной.

  • Огмий — в кельт. миф. бог. Из соч. Лукиана (2 в.), к-рый сохранил традицию отожд. (чисто внешнего) галльск. Огмия с Гераклом, известно, что Огмий и

  • группа тюркоязыч. племен. Племенной союз токуз-О. (букв. — девять О.), упомин. под этим назв. в орхоноенисейских надписях 8 в., возник в нач. 7 в.

  • в сканд. миф. бог, муж Фрейи, к-рая оплакивает золотыми слезами его отсутствие (он в дальних странствиях). «Од» этимологич. совпадает с Одином

  • первонач. всякая песня, затем — лирич. стихотворение, написанное в изыск. строфич. форме (алкеева, асклепиадова, сапфич. строфы). Темы одич. п

  • греч. мужская О. — хитон, обычно короткий, реже — длинный, с рукавами или без рукавов; хитон подпоясыв. и закрепляли на обоих плечах, или на о

  • Септимий (ум. в 267) — правитель (династ) Пальмиры в 3 в. н.э. В 260 нанес пораж. Шапуру I. В 262 — 267, командуя пальмирск. и рим. армиями, одержал ряд по

  • в Др. Греции помещение, предназнач. для муз. выступлений и состяз. певцов. Около 440 до н.э. при Перикле был выстроен в Афинах, на юго-вост. склон

  • милетская колония во Фракии (ныне Варна, Болгария), основана в нач. 6 в. до н.э., ок. 50 до н.э. захвачена и разрушена гетами. В период рим. владыче

  • в сканд. миф. верхов. бог, соотв. зап.-герм. Водану (Вотану). Тацит (1 в. н.э.) описывает Водана под рим. им. Меркурия, тот же самый день недели связ.

  • Улисс — в греч. миф. царь о-ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи. Генеалогия О. тесно связана с общим х-ром героя — умного и хитрого. по нек-рым вари

  • вторая др.-греч. эпич. поэма, приписы-ваемая Гомеру. Составлена, по-видимому, в 1-й пол. 7 в. до н.э. «О.» отличается от «Илиады» преобладанием фо

  • (ок. 431 — 15.03.493) — предводитель одного из наемных герм. отрядов в армии императора Зап. Рим. империи. Происходил из герм. племени скиров. 22 или

  • в древности одно из фракийских племен, живших в верховьях Гебра (совр. Марица). Ок. 430 до н.э. при царе одрисов Тересе фрак. племена были объед.

  • эйкумена — термин для обознач. населенной человеком части земли. Впервые описание О. встречает-ся у Гекатея Милетского, включавш. в понятие

  • Эней — миф. царь Калидона, супруг Алфеи. Артемида, обойденная О. при жертвоприношении, наслала на Калидон вепря, опустошавш. страну. На него

  • кувшин с одной ручкой, различ. формы, выполн. из обожж. глины, бронзы или др. материала; использовался как сосуд для разливания жидкостей, обы

  • в греч. миф. божест-во одноим. реки, омыв. землю. Титан, сын Урана и Геи, брат и супруг Тефиды, с к-рой он породил три тысячи дочерей — океанид и

  • Окнос — в греч. миф. персонаж царства мертвых, старик, плетущий солом. канат, пожираемый с др. конца ослом. Символ бесконеч. работы. Такому на

  • имеются на моделях домов (вотивных и урнах) в до — и раннеист. эпоху, позже — в остатках построек и рисунках (напр., в живописи); в эллинистич.

  • др.-греч. наименов. р. Аму-Дарьи, явл. переделкой местного назв.

  • в древности город в Ср. Египте (ныне д. Эль-Бахнаса). В рим. и визант. время — крупный адм., торг.-ремесл. и культ.-религ. центр. Раскопками, начат

  • др.-рим. патрицианский род:1. Марк О., нар. трибун (133 до н.э.), вначале поддерживал Тиберия Гракха, к-рый был народ. трибуном в том же году, но пот

  • рим. жен. имя.1. Сестра Августа (ок. 70 — 11 до н.э.). Ее сын от первого брака с Марком Клавдием Марцеллом, Марцелл, считался наследником Августа. В

  • греч. серебр. монета, к-рая составляла 1/3 афинской тетрадрахмы (монеты в 4 драхмы), или 4/6 драхмы, и весила ок. 5,5 г. О. встречается как в др.-греч.,

  • их обычно срывали руками, только в больших оливковых рощах плоды сбивали палками. О. ели маринован. с уксусом и солью или консервиров. сладк

  • в греч. мире, и прежде всего в Аттике, большое место в экономике принадлежало разведению олив. Поскольку оливковые деревья цветут лишь раз в

  • гос. форма правления, при к-рой политич. и экономич. господство осуществл. небольшой группой аристократов или богачей. Термин «О.» впервые в

  • 1. в греч. миф. гора в Фессалии, на к-рой обитают боги. Назв. О. догреч. происхожд. (возможна связь с индоевроп. корнем «вращать», т.е. указание на

  • 1. (ок. 375 — ок. 315 до н.э.) — жена македон. царя Филиппа II, мать Александра Македонского. Честолюбивая и властная, О. вмешивалась в политич. жизн

  • древнейшие и наиболее популяр. общегреч. празднества и состязания. Устраивались в честь Зевса, происходили 1 раз в 4 года (согл. традиции, с 776

  • верхов. божества греч. пантеона, местом пребывания к-рых был Олимп. Эпитет «Олимпиец» по преимуществу относился к Зевсу. Назв. О. употреблял

  • посланник (?) имп. Гонория. Благодаря составл. им в 5 в. н.э. реферативному труду «Александ-рийский философ Олимпиодор о Зосиме, Гермесе и фило

  • др.-греч. город в Элиде (сев.-зап. часть Пелопоннеса), религ. центр, место культа Зевса и посвящ. ему Олимпийских игр; важнейший худож. центр Др.

  • др.-греч. город на п-ве Халкидика (ныне развалины, в 50 км к Ю. от Салоник). В 480 до н.э. завоеван персами, но вскоре освобожден. Входил в Архе Афин

  • (осень 349 — осень 348 до н.э.) — война Филиппа II против Олинфа и его союзников — 32 городов п-ова Халкидика. В этой войне Македонская держава ст

  • в древности назв. Лиссабона.

  • в эпоху классич. древности О. вывозилось из Британии либо мор. путем через Испанию, либо по суше через Галлию. Точное местополож. оловянных о

  • скорее всего, Британия. Импорт олова приобрел огромное значение в эпоху бронзы, т.к. его месторожд. в отличие от месторожд. меди были весьма

  • Борисфен — др.-греч. гор.-госуд. на Бугском лимане (остатки городища и могильника теперь близ. с. Парутино). Осн. переселенцами из Милета и др.

  • 1. ибн-аль-Хаттаб (ок. 580 — 644) — араб. халиф 634 — 644. В правл. О. арабами были завоеваны Палестина, Сирия, Ирак, Зап. Персия, начато завоев. Египта.

  • династия араб. халифов, правившая в Дамасском халифате с 661 по 750. Происходила из курейшитского рода Омейи. Основана правителем Сирии Муавие

  • вечнозеленое растение, растущее на ветвях различ. деревьев, в различ. мифопоэтич. традициях выступает как символ жизни. Рим. писатели (Цезар

  • израильский царь (878 — 871 до н.э.). Захватил власть в Израильском царстве. В результате переворота положил начало новой династии, правившей д

  • древ. культовый объект в Дельфах, считавш. центром («пупом») Земли (имел вид монолитной глыбы и находился в целле храма Апол-лона).

  • в греч. миф. царица Лидии, вдова Тмола (сына Тантала), к к-рой по приказанию дельф. оракула в наказание за убийство Ифита был отдан в рабство Г

  • дикий осел.1. Шумеры приручили О. и использовали его как тягловую силу раньше лошади. Позднее, в Риме, О. играли важную роль в выведении пород

  • (ок. 50 н.э.) — написал, подражая Ксенофонту, книгу о воен. иск-ве, содержащую практич. советы полководцу; это соч., популяр. в эпоху Возрождения

  • вазописец ок. 490 — 475 до н.э., положивш. начало новому стилю росписи краснофигурных ваз. Как правило, О. ограничивался изображ. одной фигуры на

  • ученик Диогена Синопского, принял участие в походе Александра Македонского в Индию. Совершил плавание по Гидаспу, Акесину и Инду вплоть до

  • Анхур, Инхар — в егип. миф. бог охоты; почитался также как и бог войны. Центр О. — г. Тинис, где он считался творцом вселенной. Жена О. — Мехит,

  • греч. праву была известна О. над несовершеннолет. женщинами. Опекун над детьми, как правило ближайший родственник муж. пола, назначался в со

  • Луций (2 в. до н.э.) — рим. политич. деятель, вождь оптиматов. В 125 в должности претора разрушил восставший италийский г. Фрегеллы. В 121 в должнос

  • заднее помещение (внутр. часть дома) или задняя часть храма.

  • (ок. 200 н.э.) — греч. писатель из Аназарба (Киликия), написал посвящ. имп. Марку Аврелию дидактич. поэму «Галиевтика» («Рыбная ловля»); др. писат

  • в рим. миф. богиня плодородия, богатой жатвы, посевов. Ее эпитет Консивия («сеятельница») и праздник опиконсивия (25 августа), возможно, связан

  • идейно-политич. теч. в Рим. республике (кон. 2-1 вв. до н.э.), отражавшее интересы нобилитета и противостоявшее популярам. Наиболее значит. пред

  • у древ. греков, римлян и народов Др. Востока предсказание, якобы исходившее от божества и дававш. жрецами вопрошавшим верующим; О. наз. также

  • Пупилий Луций — учитель Горация, грамматик, преподававший язык и лит-ру, оставивший о себе печальную память «драчливого». Со времен Гораци

  • духовой клавишный инструмент с большой силой звука, создан. Ктесибием из Александрии, к-рый взял за образец сирингу (свирель), уникальный «м

  • в целом О. в. с. у греков соотв. организации народа в мирное время, причем богатые составляли конницу, остальные — тяже-ло — или легковооруж.

  • общее назв., данное последователями Аристотеля его шести логич. трактатам. В трактате «Категории» рассматр. высшие роды значений слов, высш

  • Оргеториг — вождь племени гельветов, руководил пересел. последних в Галлию. Цезарь успешно воспрепятствовал его приготовл. в первый перио

  • 1. религ. обряды в празднествах, связ. с культом мн. др.-вост. божеств, напр.. Астарты, Кибелы, а также др.-греч. — Орфея, Диониса, др.-рим. — Вакха

  • нимфы гор и лесов.

  • орлица — символ небесной (солнеч.) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распростр. обожествл. животных — символов богов и их посланцев

  • воин. знак всех легионов Рим. империи, начиная с рим. полководца Мария (156 — 86 гг. до н.э.), — серебр. орел с молниями и перунами в когтях, к-рого

  • в греч. миф. сын Агамемнона и Клитемнестры. После того как Агамемнон был убит Клитемнестрой и Эгисфом, сестра О. Электра (или его кормилица) с

  • греч. врач 4 в. н.э., живший в Константинополе, друг и придворный врач имп. Юлиана Отступника. По поручению последнего собрал учения самых зна

  • (ок. 185 — 254) — раннехрист. богослов и философ, руководитель христ. школы в Александрии (до 231), а затем в Кесарии (Палестина). Автор многочисл.

  • в греч. миф. великан, сын Посейдона и Эвриалы или одной Геи (земли). Славился как охотник. Был наделен Посейдоном способностью ходить по морю.

  • Ороиз (1 в. до н.э.) — царь албанских племен в Закавказье. В 65 до н.э. вел борьбу с рим. полководцем Помпеем, но, потерпев пораж., вынужден был при

  • дочь миф. афинского царя Эрехфея, похищ. богом сев. ветра Бореем, к-рый унес ее во Фракию и там женился на ней. Сыновьями их были Зет и Калаид.

  • соотв. греч. Аиду рим. бог подзем. царства, владыка мертвых, губительное, похищающее жизнь божество. Также обозначение самого царства мертвы

  • ныне Оркнейские о-ва, архипелаг, назв. по мысу Оркас на С.-В. Каледонии (Шотландии), напротив к-рого они лежат. О. были открыты Пифеем из Массал

  • Павел (ок. 380 — ок. 420) — рим. историк. Испанец по происхожд., священник, ученик Августина. В соч. «История против язычников в 7 книгах» (очерк вс

  • самая большая и длинная река Сирии. Берет начало близ Гелиополя между Ливаном и Антиливаном.

  • в отличие от др.-вост. с. х-ва, основанного на О., в Греции и Италии для нужд земледелия вполне хватало естеств. осадков. Дополнит. О . требовало

  • Орт, Ортр — в греч. миф. двуглавый пес Гериона, порождение Тифона и Эхидны, брат Кербера. От О. Эхидна родила Фикс. По Поллуксу, в Иберии, где и

  • в греч. миф. сын фракийск. речного бога Эагра и музы Каллиопы. О. славился как певец и музыкант, наделенный магич. силой иск-ва, к-рой покоряли

  • в древности система религ. верований и обрядов, возникшая во Фракии в 8 — 6 вв. до н.э. и получившая распростр. в Македонии, Греции, Юж. Италии и

  • цент. часть театра в Др. Греции, находивш. между местами для зрителей и сценой. Имела обычно форму круга 20 и более метров в диаметре; иногда, в

  • один из существовавших в древности городов Беотии. Поселение на месте О. существовало со времени неолита. К микенскому периоду относятся д

  • племена кочевников-скотоводов, жившие первонач. на Алтае, а после победы, одержанной в 552 над жужанами — в Цент. Монголии, гл. обр. на р. Орхон

  • для прикрытия осаждавших при подходе к стенам существовали переносные или подвижные (на катках) щиты, винеи (черепахи). Щит предохранял бой

  • домаш. и ремесл. быт как в Греции, так и в Риме почти не требовал искусств. О. Антич. подвальные постройки были неглубокими, что устраняло нео

  • с древнейших времен О. использовался для верховой езды и как рабочее животное. Дикие О. (онагры) были одомашнены в Шумере в 3-м тыс. до н.э. и пр