Энциклопедический словарь древнего мира

  • гл. богиня Команы в Каппадокии; играла такую же роль, как Кибела Пессинская. Она счит. богиней, дарующей плоды, и богиней смерти во время войн

  • в егип. миф. богиня истины и порядка, считалась женой бога мудрости Тота. Изображ. женщиной, сидящей на земле с прижатыми к туловищу коленями

  • в кит. нар. миф. бог — покровитель лошадей. М.-в. считался воплощением созвездия Фан, к-рое, согл. астролог. воззрениям, вершит судьбы коней. М.-

  • Абу-ль-Хасан Али ибн-Мухаммед (974 — 1058) — араб. мусульм. правовед (факих). Род. в Басре, большую часть жизни провел в Багдаде, где был гл. кади (с

  • монумент. надгробное сооруж. Назв. «М.» происходит от гробницы карийского царя Мавсола (сер. 4 в. до н.э.). Камеры (часто подземные), в к-рых поме

  • в древности сев.-зап. обл. Африки (З. терр. Алжира и В. терр. Марокко), населенная берберскими племенами. В кон. 2-го тыс. до н.э. эта обл. была коло

  • Псевдо-Маврикий — визант. писатель 6 — нач. 7 вв., автор трактата о воен. иск-ве, извест-ного под назв. «Стратегикон». О личности М. С. известий

  • назв. (от греч. — темный), под к-рым в Зап. Европе, начиная с периода античности, было известно коренное население стран, располож. на С. Африки

  • перс. сатрап Карии в 377 — 353 до н.э., фактич. проводил самостоят. политику, украсил свою столицу Галикарнас роскош. храмами и дворцами. Еще при

  • одно из древнейших рабовлад. госуд. Индии, находивш. на терр. юж. части совр. штата Бихар. Подъем и усиление М. начинаются с 7 в. до н.э., в период

  • в древности страна в Аравии (на терр. совр. Омана), на побережье Индийского ок. Упомин. с 26 в. до н.э. шумерами (Ур-Нанше, Гудеа, Ур-Намму, и др.), п

  • жрецы в раннерабовлад. госуд. Мидии, образовавшие замкнутую касту. После подчинения Мидии перс. царем Киром (550 до н.э.) М. стали жрецами в пер

  • назв. ряда должностей и глав сакральных коллегий в Др. Риме.

  • в Рим. республике различались М. курульные (консулы, преторы, цензоры, курульные эдилы), привилегией к-рых было особое должностное кресло, и

  • древ. греки так называли совокупность таинств. обрядов, связанных с астрологией, гаданием и нар. медициной (по назв. жреч. касты в Мидии). Нео

  • рим. военач. варварск. происхожд., в рядах рим. армии прошел путь до комита, в 350 узурпировал престол и был войсками провозглашен императором

  • древ. город в Лидии, (совр. Маниса в Турции), располож. у горы Сипила в долине р. Герма. В 190 до н.э. у М. римляне нанесли решител. пораж. Антиоху III

  • уже Фалесу было известно о способности М. притягивать железо, однако греч. ученые огранич. лишь сбором фактов и не дали теоретич. осмысления

  • искаж. европейцами имя Мухаммеда, араба, происходивш. из г. Мекки и считающ. основателем ислама.

  • 1. карфагенский писатель. Известен своим трактатом о с. х-ве в 28 книгах. Соч. М. пользовались большой популярностью у римлян и по постановлени

  • знатный род в Карфагене в 6 — 4 вв. до н.э. Родонач. М. был Магон, заложивший основы воен. могущества карфагенской рабовлад. державы. Политику М

  • в поздней кит. нар. миф. бессмертная фея, помогающая людям.

  • принятое в новогреч. яз. наименов. засел. еще в древнейшую эпоху цепи холмов в Фессалии (напр., культуры Димини и Сескло).

  • образ богоматери с младенцем (итал. — «моя госпожа») на руках утвердился в иконографии в 1-й пол. 4 в. и восходит к образу егип. богини Исиды с

  • одна из осн. терр. единиц Др. и ранней ср.-век. Индии. По традиции Индия делилась обычно на Сев. (Уттарапатха), Срединную (Мадхьядеша), Зап. (Апар

  • др.-перс. «мудрый»; в иран. миф. одно из наименов. (или составная часть наименов.) гл. божества.

  • религия Др. Азербайджана и Мидии. Основой М. явл. культ «доброго» божества Мазды; зачатки этого культа восходят к госуд. Урарту. Для М. хар-рн

  • (ум. 529) — проповедник религ.-философ. учения и руковод. нар., гл. обр. крестьянского, движения в Персии. По преданию, явл. зороастрийским жрецо

  • религ.-философ. учение, назв. по им. Маздака и получившее широкое распростр. в Персии на рубеже 5 — 6 вв., в период маздакитск. движения. М., тесн

  • нар., гл. обр. кре-стьянское, восстание в Персии в 488 — 528/529. Причиной восстания, происходивш. под влиянием требований маздакизма, явилось рез

  • играли важную роль в физич. культуре древ. греков и римлян. Составлялись на основе оливкового, орехового, миндального масел или ланолина. Вм

  • школа мусульм. религ. права. В 8 — 9 вв. в феод. обществе халифата сложилось 4 основных М.: ханифитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов, учение к

  • «иск-во повивальной бабки»; по хар-ристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. во

  • мажордом — высшее должностное лицо во Франкском госуд. при Меровингах (кон. 5 — сер. 8 вв.). Первонач. М., назначавш. королем, стоял во главе дво

  • в греч. миф. верный пес, к-рый привел Эригону к могиле ее убитого отца Икария; превратился в созвездие Пса.

  • (ум. 740) — руковод. восстания берберских племен против араб. господства в Марокко в 739 — 742. Был водоносом в г. Кайруане. В 739 во главе трех берб

  • в будд. миф. бодхисатва и будда грядущего мирового порядка. М. — единств. бодхисатва, к-рого признают все основные направл. буддизма. Культ М.

  • 1. в греч. миф. нимфа гор, старшая из семи плеяд — дочерей Атланта и Плейоны. В гроте аркадской горы Киллена М. сошлась с Зевсом, от к-рого роди

  • миф. образ фантаст. мор. животного, извест-ный в инд. традиции, а также у народов ряда р-нов, испытавших влияние инд. культуры. Иногда образ М.

  • в греч. миф. единств. дочь Геракла от Деяниры. Ради победы своих братьев Гераклидов над Эврисфеем М. покончила с собой, так как оракул предск

  • араб. путешественник и географ 2-й пол. 10 в.

  • древняя — рабовлад. госуд. 5 — 2 вв. до н.э. в сев.-вост. части Балканского п-ова. Верхняя часть М. — гористая, нижняя — приморская, равнинная. П

  • Македония (2-я пол. 6 в. н.э. — 323 до н.э.)Аминта I 2 пол. 6 в. до н.э.Александр I ок. 495 — ок. 450/40Пердикка II ок. 450/40 — 413Архелай 413 — 399Орест 399 — 396Аэроп 3

  • династия визант. императоров в 867 — 1057. Ее основателем был Василий I (867 — 886), выходец из макед. крестьян.

  • три войны (215 — 205; 200 — 197; 171 — 168 до н.э.), в ходе к-рых римлянам удалось покорить Македонию и ликвидировать ее гегемонию в Греции. Македония бы

  • четыре книги, написан. разными иуд. авторами. Первые 3 кн. Маккавеев вошли в христ. канон Ветхого завета, 4-я явл. апокрифом. 1-я М. к. была написа

  • Хасмонеи — иуд. жреч. род; в 142 — 40 до н.э. — правящая династия в Иудее. В 167 до н.э. глава этого рода Маттафия возгл. восстание иуд. крестьян и р

  • один из вождей нар. восстания в Иудее, направл. против налогового и политич. гнета Селевкидов. 3-й сын Мататия из жреч. рода Хасмонеев. В 167 до

  • М. Оппелий Север (164 — 8.06.218) — рим. император с 11.04.217. Был первым императором, не принадлежавшим к сенатской аристократии. Выходец из сослови

  • Амвросий Феодосий (род. ок. 400 в Африке) — эрудиров. лат. писатель и чиновник, находивш. в оппозиции к христ. религии; член кружка Симмаха. Сохр

  • Марк Аврелий (ок. 280 — 312) — один из рим. императоров периода борьбы за власть, начавш. после отречения имп. Диоклетиана; сын имп. Максимиана. О

  • Марк Аврелий Валерий (240 — 310) — рим. император (286 — 305; с 307). Сын крестьянина-поденщика из Паннонии, М. выслужился до высоких чинов на воен. сл

  • Гай Юлий Вер Фракиец (172 — 238) — рим. император (235 — 238). Сын фракийск. крестьянина, М. выслужился до высоких чинов в армии. В 235 возгл. мятеж про

  • Г. Валерий Галерий — рим. император в 309 — 313, выходец из Иллирии, племянник Галерея. С 1.05.305 цезарь вост. части Империи, в 309 получил титул авгу

  • древлянский князь. Упомин. в летописи под 945 в связи с борьбой княгини Ольги против древлян. Имя М. чисто славянское.

  • в зап.-семит. миф. бог солнца, почитавш. в Пальмире; входил в триаду богов Баалшамем — М. — Аглибол, занимавших в пантеоне Пальмиры (наряду с т

  • в иуд. миф. ангел смерти. Согл. Талмуду, М. Г.-М. причиняет смерть, невидимо для др. перерезая горло умирающему; по др. варианту, при приближении

  • окруж. горами высокогорная Анатолия, к-рая на В. переходит в Армян. нагорье. Здесь были обнаружены следы высокоразв. культуры раннего неолит

  • Малка — др.-араб. божество, почитавш. в госуд. Набатея, Пальмира и Самуд как «добрый и благодеятельный» бог. Слово М. означает «царь». Функции

  • древ. город на сев.-вост. побережье о. Крит, возникший в 3-ем тыс. до н.э. Сохран. развалины дворца, по плану приближающ. к дворцу Кносса и сооруж

  • о-в в Средиземном м. между о. Сицилия и Африкой. М. и соседний о. Гаудос (совр. Гозо) вместе называли Гаудомелитой. На М. обнаружены многочисл. н

  • в груз. миф. повелитель волков. Почитался у сванов и др. горцев Зап. Грузии. Когда М. был доволен людьми, он связывал пасти волкам, в гневе, нао

  • кампанские наемники (лат. сыны Марса) на службе сиракузск. тирана Агафокла; после его смерти (289 до н.э.) захватили Мессану, организовали изби

  • Мамиту, Маммиту — в аккад. миф. богиня подзем. мира, одна из супруг Нергала; первонач., видимо, персониф. клятвы и олицетвор. наказания клятво

  • 1. Вардан — имя двух представителей армян. княжеского рода Мамиконянов, вождей нар.-освободит. борьбы против Персии:1. Вардан М. (ум.451) — вожд

  • нахарарский (княжеский) род в Др. Армении, владевший наследственно двумя обл. страны: Тайк и Тарон. С 3 в. при дворе армян. Аршакидов наследств

  • Мамона — бог богатства, богатство; в христ. церк. текстах злой дух, идол, олицетвор. сребролюбие и стяжательство.

  • в кит. миф. огромный страшный змей. В древ. словаре «Эр я» М. определяется как царь змей (согл. древ. комментариям, самый большой змей). Образ М.

  • Манейское царство — одно из значит. госуд. Др. Востока в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. Первое прочное гос. образование на терр. Азербайджана (роль М.

  • сын Лера — в кельт. (ирланд.) миф. бо-жество, связанное (как и его отец Лер) с мор. стихией; владыка потустор. мира на о-ве блаженных, посещение к

  • в индуист. миф. богиня, дочь Шивы, рожд. его мыслью, и сестра царя змей Шеши.

  • в др.-араб. миф. божество, почитавш. во всей Сев. и Цент. Аравии. Значение имени — «высокий», что может хар-ризовать М. как астральное божество.

  • культ М., или ихневмона, истреблявш. крыс и змей, получил широкое распростр. в Др. Египте. Местом его почитания считались Гераклеополь и Лето

  • один из основных сакральных символов (др.-инд. «круг», «диск») в будд. миф.; ритуал. предмет, воплощающий символ; вид ритуал. подношения (включ

  • в индуист. миф. свящ. гора, место обитания различ. божеств и полубожеств. существ (якшей, гандхарвов, киннаров и т.д.). Согл. «Махабхарате», М. п

  • из этого рода пасленовых растений в эпоху античности было известно 3 вида. Корни, листья и плоды использов. как лекарств. средства (для утоле

  • в миф. Куша (Др. Нубии) бог солнца. Почитался в греко-рим. период на С. страны. Надписи на стенах его храма в Калабше воссоздают эпизоды егип. с

  • (кон. 4 — нач. 3 вв. до н.э.) — др.-егип. историк, жрец, написавший на греч. яз. «Историю Египта». От книги М. сохран. лишь отрывки у Иосифа Флавия и

  • 1. мифологизир. образ иран. религ. реформатора, вероучителя и пророка, основателя манихейства. Сведения о жизни М. (216 — 277) и манихействе соде

  • рим. поэт, автор дидактич. поэмы «Астрономия» в 5 кн., в к-рой он гекзаметром изложил бытовавшие тогда представл. об астрономии и астрологии.

  • горсть, пучок; тактич. подраздел. пехоты в рим. легионе, созданное при осуществл. воен. реформы полководцем Камиллом (4 в. до н.э.). В рим. проф. а

  • боевой порядок рим. легиона по манипулам в 3 линии, по 10 манипул в каждой.

  • религ. учение, зародивш. в 3 в. в Месопотамии на основе вавилонских, перс. (зороастризм) и христ. культов и по ряду осн. положений близкое к гно

  • третий царь (23 в. до н.э.) династии Аккада, впервые объед. Двуречье в единое госуд. От М. дошла важная надпись — «Обелиск М.», посвящ. скупке цар

  • в греч. миф. персониф. безумия, насылаемого на людей, преступивших установл. законы и обычаи. Иногда отожд. с эвменидами. На дороге из Аркадии

  • первонач. назв. араб. золотого динара (равн. 30 серебр. денариям) в Зап. Европе, а затем — денежно-счетная ед. и золотая монета ряда европ. стран

  • Марк — рим. консул 392 до н.э. По традиции — патриций, полководец. Воевал с эквами (392), спас Капитолий от галлов (387) (отсюда прозвище Капитолийс

  • Тит (4 в. до н.э.) — рим. политич. деятель; неоднократно избирался консулом. Прозвище Торкват получил от золотого ожерелья, снятого в кач-ве тр

  • в герм. миф. первый человек, сын Туисто, отец родонач. трех племенных групп германцев — ингевонов, истевонов и герминонов (упомин. Тацитом).

  • (ум. 775) — араб. халиф 754 — 775 из династии Аббасидов. В 762 М. основал г. Багдад и сделал его столи-цей халифата.

  • др.-греч. город в обл. Аркадия, в р-не к-рого в июне 362 до н.э. произошло сраж. между войсками Фиванского союза под команд. Эпаминонда и войсками

  • в греч. миф. дочь слепого фиванск. прорицателя Тиресия, его поводырь, сообщавшая ему о различ. приметах. М. сама обладала пророч. способностя

  • в индуист. миф. первопредок, прародитель людей. В вед. традиции М. — сын Вивасвата (солярного божества) и брат Ямы; при этом М. рассматр. как пе

  • Манавадхармашастра — др.-инд. сборник предписаний, определяющих поведение в частной и обществ. жизни каждого индийца в соотв. с господство

  • др.-рим. юридич. термин, обознач. освобождение раба на волю. Освобождение проходило офиц. (в присутствии магистрата, гос. порядком с внесение

  • древ. рукопись, книга на папирусе, пергаменте или бумаге. М. были широко распростр. в антич. эпоху и ср. века; оформлялись в виде свитков или к

  • в рим. миф. боги загроб. мира, затем обожествл. души предков. В честь М. в дни поминовения приносились жертвы: в Каристии, когда за трапезой со

  • в вед. миф. божество гнева, персониф. гнев (прежде всего Индры). М. называют убийцей Вритры и Дасью, убийцей врагов, носителем ваджры, ваджрой

  • в кельт. миф. бог. Посвящения ему засвидет. в Галлии и на С. Британии, где он отожд. с Аполлоном. Мать М. — Матрона (богиня-мать) считалась покро

  • в будд. миф. божество, персониф. зло и все то, что приводит к смерти живые существа. Образ М. встречается в текстах всех основных будд. направл