Энциклопедический словарь древнего мира

  • Хавва — согл. иуд., христ. и мусульм. религ. представлениям, жена Адама, первая женщина и праматерь рода человеческого.

  • приписыв. Иисусу Христу послание, а также раннехрист. соч., повествующие о жизни и учении Иисуса Христа. В общинах ранних христиан были расп

  • написано приблизит. в нач. 2 в. в Азии, вошло в канон Нового завета. Е. от И. возникло позже синоптич. Евангелий и учения Павла; оно испытывало н

  • (ок. 300 до н.э) — греч. философ из Мессены, предположит. жил при дворе макед. царя Кассандра. Е. представлял близкие к киренаикам взгляды. В сво

  • рим. император (22.08.392 — 06.09.394), узурпатор. Преподаватель риторики, занимал должность при дворе, друг Симмаха. При содействии полководца Арбо

  • философское учение, к-рое делает счастье высшей этич. целью. Е., начало к-рому положил Сократ, получил развитие в трудах его учеников и в эпох

  • греч. философ, ученик Аристотеля, развил физику и прежде всего логику своими исследованиями гипотетич. и дизъюнктив. суждения. Продолжая ра

  • (ок. 408 — ок. 355 до н.э.) Е. Книдский — др.-греч. математик и астроном. Ученик Архита Тарентского. Е. К. первый дал общую теорию пропорций (изложе

  • супруга имп. Феодосия II, дочь профессора риторики из Афин; сторонница классич. образования, поддерживала христианство, автор светских и цер

  • (ок. 365 — 300 до н.э) — греч. математик, работавший в Александрии. Гл. труд Е. — «Элементы», напис. ок. 325 до н.э., оказал значит. влияние на развити

  • царь Боспорск. госуд. в 310 — 304 до н.э. Захватил трон в результате борьбы со старш. братьями, из к-рых один погиб в бою, а др. после капитуляции б

  • (ум. 132 до н.э.) — инициатор и руковод. первого Сицилийск. восстания рабов 138 — 132 до н.э., сириец по происхожд., раб из Энны. Умело использовал р

  • (ок. 347 — после 414) — позднерим. историк и софист; родом из г. Сард. Известны два его соч. — дошедшие до нас «Жизнеописания софистов» и сохрани

  • кастриров. стражи гаремов у полигамных народов Бл. Востока, а также в Индии и Китае. Использование Е. под вост. влиянием распростр. в антич. м

  • (485/480 на Саламине — 406 до н.э. в Пелле) — младший из 3 классич. греч. трагедийных поэтов, происходил из зажиточ. семьи; в 408 до н.э. по приглашению

  • царская династия в Спарте в 11 — 12 вв. до н.э. по имени легенд. царя Еврипонта, сын Прокла. Сохран. два списка царей этой династии у Геродота и П

  • под Е. древ. греки подразумевали греч. и фрак. обл. басс. Эгейского м. издавна восприним. как естеств. граница, и поэтому уже в древности Е. отд

  • (ок. 264 — 340) Е. Кесарийский — видный рим. историк церкви. Автор богослов. и ист. соч. В «Церковной истории» Е. К. последовательно была изложена

  • в др.-греч. миф. муза лирич. поэзии и музыки. Атрибут, спец. ее хар-ризующий — двойная свирель.

  • греч. скульптор, литейщик и живописец кон. 4 в. — нач. 3 в. до н.э., ученик Лисиппа. Из его произв. по многочисл. копиям известна Тихе из Антиохии

  • рим. историк 4 в.н.э. Служил секретарем при имп. Константине, участв. в походе имп. Юлиана против персов. Около 367 по поруч. имп. Валента написал

  • (ок. 955 — 1028) — груз. писатель и церк. деятель. Основоположник афонской лит. школы. Перевел с греч. яз. на груз. до ста разных произв. церк.-рели

  • др.-греч. живописец и скульптор 4 в. до н.э., автор кн. о пропорциях и колорите. В Афинах Е. расписал стою (галлерею) в р-не Керамике, исполнив 3 ка

  • Е. и Тигр первонач. имели разные устья при впадении в Персидский зал., однако еще в древности обе реки слились в ниж. теч. Е. имел большое знач

  • др.-греч. вазописец кон. 6 — нач. 5 вв. до н.э., один из крупнейших мастеров аттич. краснофигурн. стиля; возможно, ряд работ Е. выполнил в чернофи

  • радость духа (греч.); одна из трех харит (граций).

  • в православ. церкви таинство причащения, а также богослужение, на к-ром совершается это таинство (обедня).

  • Списки правителей Египта (до 3000 — 31 до н.э.)В список включены только те цари, положение к-рых в династии определенно известно и от к-рых до на

  • источ. изучения миф. Др. Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Хар-р и происхождение мн. мифов реконструируются на о

  • десять казней (бедствий), к-рые, по библейск. рассказу, постигли население Египта за отказ отпустить евреев из плена.

  • армян. писатель, историограф 5 в. Автор соч. «Война Вардана и его сподвижников». Биографич. сведения о Е. очень скудны; известно, что он был уч

  • миф. животное (в ранних традициях с телом быка, в более поздних — с телом лошади, иногда козла), именуемое по наиболее хар-рному признаку — н

  • иудейский царь (725 — 696 до н.э.); см. Хизкия.

  • армян. философ и теолог 1-й пол. 5 в., один из основоположников др.-армян. лит. яз., защитник христианства в Армении. В соч. «Опровержение ересей

  • Эзус — в миф. кельтов Галлии бог. «Гневный», по выражению упоминавш. о нем рим. поэта 1 в. Лукана, он требовал жертв, повешен. на дереве. Иконог

  • оливковое масло, иногда с небольшой примесью вина, употребл. в церк. службе.

  • в греч. миф. сын Приама и Гекубы, обладающий пророч. даром. По одному из вариантов мифа, Е. и Кассанд-ра — близнецы, дар ясновидения они получа

  • в греч. миф. спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Е. антич. традиция назыв. Зевса, матерью — Леду или Немесиду. В юности Е. была

  • хозяйка постоял. двора, была наложницей Констанция Хлора; мать Константина I, к-рый, став императором, привез ее и окружил высокими почестям

  • Элиша — ханаанские имена со сходным знач. и структурой встреч. уже в клинописных памятниках 2 тыс. до н.э. В ветхозавет. преданиях (в 3 и 4 кн. Ц

  • Энох — в религ. представлениях иудаизма и христианства:1. Старший сын Каина, назвавш. его именем город.2. Потомок Адама в седьмом поколении (п

  • админ. округ Вост. Рим. империи, соотв. провинции (подразделение диоцеза).

  • духов. чин высшей ступени церк. иерархии, существующей во всех христ. церквах, кроме протестант-ских. В первые века христианства Е. — глава х

  • (315 в Иудее — 403) — епископ (в 386) Саламина (Констанция) на о. Кипр. Е. был чрезвыч. ревностным, но довольно огранич. представителем ортодоксии.

  • Еруанд и Еруаз — в армян. миф. братья-близнецы, рожд. от связи с быком женщиной из царского рода Аршакуни, отличавш. огромным ростом, крупным

  • в сканд. миф. обожествл. земля. Сыном Е. счит. Тор. Земля была предметом культа и у континентал. германцев, где сыном земли был Туисто. С культо

  • в поздней античности учение вероотступников, христ. обособл. групп во время схизм (греч. — раскол), отделение от гл. церкви без изменения осн

  • в сканд. миф. мировой змей, одно из трех хтонич. чудовищ, порожд. великаншей Ангрбодой от Локи. Е. живет в мировом океане, окружая обитаемую зе

  • члены религ. секты, возникшей в Иудее во 2 в. до н.э. Е. отрицали частную собственность, рабовладение и войну. Они призывали к пассивной созерц

  • в позднейшей сканд. традиции — тролли, в сканд. миф. — великаны.

  • в ветхозавет. предании внук Иакова, второй сын Иосифа, рожд. в Египте от Асенефы (дочери Потифера, егип. жреца); родонач.-эпоним одного из изра

  • (ок. 306 — 378) — сирийский богослов, один из отцов церкви. Автор множества богослов. соч., а также молитв и песнопений, частично вошедших в обих

  • чудовище, полузмея-полуженщина, жена Тифона, подстерегала в засаде прохожих. От нее произошли сказоч. чудовищные существа: Орфос, Кербер, ле

  • еврейская религ. школа, подготовлявшая раввинов и ученых талмудистов. Первонач. Е. появ. в Вавилоне и Палестине.